Рожок и рожечная музыкальная культура

Рожок и рожечная музыкальная культура

Рожок и искусство рожечников – органическая часть музыкальной культуры русского народа. Приёмы пастушеских наигрышей, исполняемых на рожках, использовали в своих произведениях русские композиторы  – А.П. Бородин, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.И. Танеев и другие. Красота и душевность рожечной музыки  вдохновляла писателей и поэтов – от А.С. Пушкина, С.А. Есенина, М.М. Пришвина до А.Т. Твардовского, В.А. Солоухина, С.К. Никитина и других. В отечественной музыке и  литературе рожок всегда был символом русских народных корней, родной земли.

Вообще рога животных с глубокой древности применялись у разных народов в военных походах, дворцовых приёмах, охотах, а также в пастушестве для извлечения мощных натуральных звуков, которые служили сигналами. У русских в обиходе были, прежде всего, турьи рога.  Со временем эти сигнальные инструменты стали делать из коровьих, козлиных рогов, а затем имитировать из дерева. К тому же, пастухам не нужны были такие громогласные рога, как военные. Постепенно за пастушескими сигнальными инструментами – атрибутами сугубо мирной жизни, собирающими стада на утренней заре,  – закрепилось название, уменьшительное от слова «рог» – «рожок». 

Территория распространения рожечной музыкальной традиции охватывает нынешние Владимирскую, Ивановскую, Костромскую, Московскую, Нижегородскую, Рязанскую, Тверскую, Ярославскую области. Её центр находился на Владимирской земле, где несколько веков назад зародилось и стало популярным искусство народной музыки в исполнении рожечников, объединённых в ансамбли. Пастушеский рожок, постепенно превратившийся из сигнального в музыкальный инструмент, с той поры повсеместно стали именовать «владимирским».

Пастушество было одним из ведущих промыслов Владимирской губернии. С апреля и по конец октября взрослые и подростки зарабатывали себе на жизнь этим трудом. Во время  отдыха пастухи наигрывали на рожках несложные мелодии, постепенно оттачивая своё исполнительское мастерство. На рожке появились голосовые отверстия, которые при игре закрывались пальцами рук, что дало возможность извлекать звуки разной высоты. 

Народные мастера изготовляли рожок не просто как пастуший атрибут, а как вполне самостоятельный музыкальный инструмент. Они использовали берёзовые (для басов), можжевеловые (для высокого звука) заготовки в виде прямых конических труб, длина которых варьировалась от  32 до 83 см.  Затем продольно их раскалывали, полукруглыми стамесками выбирали древесину, просверливали (или прожигали) до шести игровых пальцевых отверстий (обычно пять в верхней части рожка и одно – в нижней), оплетали распаренной берестой две обработанные половинки, скрепляя их. Небольшое углубление в начале ствола служило мундштуком.  Раструб делали конической формы из жести или натурального коровьего рога. Каждый новый инструмент получал окончательную обработку уже в процессе использования. Поэтому старые рожки (на которых уже играли) ценились больше новых. 

Наилучшими звуковыми качествами, по утверждению современных музыкантов, обладают можжевеловые рожки. Традиционная технология изготовления передаётся из поколения в поколение и в наши дни. Но уже с конца XIX-начала XX вв., в связи с расширением ансамблевой игры на рожках, кустари использовали токарный станок при изготовлении инструментов в большом количестве.  Сегодня  настоящих мастеров осталось немного. Например, во Владимире всего два известных мастера – Александр Захаров и Владимир Зайцев.

Выделяют две основных разновидности рожков – ансамблевые и сольные. Ансамблевые рожки –  это малый рожок, который в народе называют «визгунок», длиной 32-36 см, и большой, так называемый «бас» («басок»), длиной 60-83 см. Они всегда настроены относительно другого в октаву и имеют минимально и максимально возможный размер. Считается, что чем меньше рожок, тем труднее на нем играть. Для сольной игры, а также сопровождения преимущественно хорового пения обычно используется рожок средних размеров (50-60 см), в народе называемый «полубасок».

Тембр владимирского рожка самобытен, он синтезирует тембры трубы и человеческого голоса. Неслучайно, некоторые свои наигрыши рожечники называли напевами. Артели же рожечников, которые приобрели большую популярность во второй половине XIX в., стали именовать «хорами». Рожечное искусство складывалось под непосредственным влиянием народной песни, а звучание рожечного ансамбля напоминало многоголосие песенного хора. 

Ваши комментарии