Творчество владимирских рожечников в XX веке

Передача кондратьевского хора рожечников под руководство П.Г. Пахареву происходила постепенно, еще с конца 1890-х годов. Этому способствовали периодически возникающие ситуации, когда на пике своей популярности рожечникам приходилось выступать сразу в разных местах. Например, в 1896 г. было получено два приглашения: одно – для участия в культурной программе Нижегородской ярмарки, другое – для выступления на празднествах в честь коронации царя Николая II в Москве на Ходынском поле. Пришлось пополнить хор новыми рожечниками и разделить его на две группы. На коронации должна была выступить группа под управлением Петра Бахарева, что значилось в Программе мероприятия: «Хор рожечников (15 человек) Пахарева». Пахарев – сценический псевдоним, который был более понятен городской публике, подчеркивая крестьянское происхождение музыканта. 

Петр Гордеевич Бахарев (Пахарев) (1860-1930) родился в крестьянской семье в селе Симаково. Способный мальчик самостоятельно научился писать, читать и играть на рожке. Музыкант-самородок проявлял искусство импровизации, что постоянно способствовало его победам в музыкальных состязаниях пастухов. Н.В. Кондратьев заметил талант молодого рожечника и пригласил его в свой хор. А через два десятилетия совместной творческой деятельности сделал его своим преемником.

В хоре Петра Пахарева стали преобладать рожечники из Симакова и близких к нему сел, что упрощало возможности репетиций. В ансамбле играли целые династии, в том числе и у самого Пахарева – его братья Исаак и Николай, сын Василий, а также племянник. Родственники передавали умения игры на рожках, поддерживали друг друга во время гастролей. Состав хора немного увеличился, изменился и набор инструментов – кроме рожков разного строя появилась гармонь и бубен, что позволяло разнообразить репертуар.

Хор П. Г. Пахарева имел очень большую популярность, гастролировал в более четырех десятках городов, а в крупных – давал по нескольку концертов. По воспоминаниям самих рожечников, они не раз аккомпанировали Федору Шаляпину, исполнявшему «Дубинушку», «Машеньку» и другие песни. Однако документов, подтверждающих этот факт, не сохранилось. В 1910 г. песни и наигрыши пахаревских рожечников были записаны на граммофонные пластинки.

В начале первой мировой войны гастроли хора П.Г. Пахарева прекратились. Но после Октябрьской революции, уже в советское время, рожечники давали концерты в рабочих клубах Владимира, Коврова, Камешкова, выступали на владимирских губернских совещаниях и конференциях.

Летом 1923 г. рожечники играли на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве, ставшей предшественницей ВДНХ. Их попросили продолжить выступления вплоть до окончания выставки, и за два месяца они дали около 110 концертов. Причем в программе обычно стояло три-четыре песни, а им приходилось играть восемь-девять. Успех был невероятный! Под влиянием исторических событий в их репертуаре появились революционно-патриотические произведения – «Варяг», «Варшавянка», «Вперёд, заре навстречу», «Во солдаты Ваню мать провожала» и другие. По окончании выставки рожечники были приглашены в Кремль, где выступали перед членами правительства и даже беседовали с председателем ЦИК СССР М.И. Калининым. За оригинальное исполнение русских народных песен каждый участник ансамбля получил диплом. Это было последнее крупное выступление хора рожечников П.Г. Пахарева. 

Пять наигрышей, которые звучали в концертах рожечников на сельскохозяйственной выставке в Москве в 1923 г. успел записать на фонограф М.Е. Пятницкий, основатель русского народного хора. Он живо интересовался рожечным искусством владимирских пастухов и привлекал их к инструментальному сопровождению песен в своем хоре. Зазвучавшие в оркестре хора рожки придали ему свежих и ярких красок.

В 1930-е годы новый этап в истории творчества владимирских рожечников связан с именем Александра Васильевича Сулимова. Он родился в 1899 г. в селе Вышеславское Суздальского уезда Владимирской губернии. В десятилетнем возрасте попал в подпаски к пастуху, который владел искусством рожечной музыки. Александр Сулимов оказался способным учеником, вскоре превзошел своего учителя и получил от него в дар прекрасный рожок из пальмового дерева, который передавался из поколения в поколение самым талантливым рожечникам. Более двадцати лет А. Сулимов пас стада и оттачивал технику игры на рожке. В 1935 г. переселился с семьёй в д. Жабриха Савинского района Ивановской области, где произошло событие, изменившее его судьбу. В 1936 г. в деревню приехал представитель Красной Армии и предложил Александру Сулимову возглавить красноармейский ансамбль рожечников.

Через год, после успешного выступления хора Сулимова на окружном смотре армейской самодеятельности в Москве, по инициативе наркома обороны Маршала Советского Союза К.Е Ворошилова рожечники были зачислены в Ансамбль песни и пляски Московского военного округа. Здесь они освоили нотную грамоту и игру на дополнительном инструменте – щипковом или ударном. 

Репертуар хора рожечников А.В. Сулимова состоял преимущественно из русских народных песен, но были и военно-патриотические произведения, например, знаменитая «Катюша». В 1930-е годы рожечная музыка в исполнении хора Сулимова звучала на Всесоюзном радио, записывалась на грампластинки. Сохранились даже записи, на которых знаменитая Лидия Русланова поет русские народные песни в сопровождении сулимовских рожечников. 

В начале Великой Отечественной войны хор А.В. Сулимова вместе с Ансамблем песни и пляски Московского военного округа выступал в войсках вблизи фронтовой линии. В 1942 г. руководитель хора и другие рожечники ушли на фронт. Сержант Сулимов служил связистом. Его рожок пел на привалах между боями, поднимая дух бойцов, помогая выживать. А.В. Сулимов прошел большой путь по дорогам войны от Тихвина до Праги. За боевые заслуги он был награжден орденом Красной Звезды, орденом Славы III степени, двенадцатью медалями.

После возвращения с войны А.В. Сулимов нес службу в рядах милиции, был активным организатором колхозного строительства. Но его страсть к народному искусству и творческий потенциал вновь реализовались в создании хора рожечников из Владимирской и Ивановской областей. В феврале 1948 г. этот хор выступал в Москве на сцене Большого театра СССР, в заключительном концерте Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности. На протяжении последующих двух десятилетий хор рожечников А.В. Сулимова продолжал радовать зрителей и получал награды на областных творческих конкурсах.

Развитию традиций русской рожечной музыки способствовало введение рожковых групп в оркестр Государственного русского народного хора имени М.Е. Пятницкого в 1938 г. и в Государственный академический русский оркестр народных инструментов имени Н.П. Осипова в 1940 г. Это придавало аутентичную окраску звучанию оркестров. Для непосредственной игры на рожках, а также для передачи секретов своего мастерства музыкантам-профессионалам в эти прославленные коллективы приглашались бывшие пастухи из владимирской земли. 

Самобытное искусство крестьян-рожечников Владимирщины вошло в историю русской народной музыки. Несмотря на распространенность во многих губерниях Центральной России, пастушеский рожок стал называться «владимирским», прежде всего, благодаря организаторским способностям, музыкальному таланту выходцев из владимирских земель Н.В. Кондратьева, П.Г. Пахарева, а затем А.В. Сулимова и славе созданных ими хоров рожечников. «Владимирский рожок» и «владимирские рожечники» как особые понятия включены в энциклопедические словари. На современном гербе Камешковского района Владимирской области, малой родины владимирских рожечников, изображён пастушеский рожок.

С 1970-х годов, на новой волне интереса к русскому фольклору как источнику эстетических ценностей, стали возникать ансамбли, культивирующие игру на самобытных народных инструментах, в том числе и рожке. Во Владимирской области последователями своих знаменитых земляков-рожечников стали такие коллективы, как фольклорный ансамбль «Вишенка», оркестровая группа Государственного вокально-хореографического ансамбля «Русь», мужской фольклорный ансамбль «Мурома», ансамбль «Владимирские рожечники» и другие. Благодаря этим энтузиастам сегодня на новой основе возрождается традиционная музыкальная культура, а русский народный инструмент – рожок – начинает звучать современно, ярко и свежо.