Хор владимирских рожечников Н.В. Кондратьева

В последней четверти XIX в. особую популярность приобрели музыканты-рожечники Владимирской губернии. По сути, сформировался целый отхожий промысел владимирских пастухов-рожечников, которые выезжали на работу в другие губернии и были непременными участниками праздников в селах, выступали и на городских ярмарках. 

В конце1860-х – начале 1870-х годов в деревне Мишнево Ковровского уезда (ныне Камешковский район) крестьянином Николаем Васильевичем Кондратьевым (1843-1937) был создан хор рожечников. Еще десятилетним мальчиком Коля Кондратьев был отдан в подпаски и стал учиться играть на рожке. Обладая отличным слухом, он многое перенимал у опытных мишневских рожечников, которые славились на всю округу. Вскоре его исполнением стали восхищаться даже признанные мастера игры на рожке. 

Прекрасный организатор и талантливый музыкант, обладавший неисчерпаемым запасом песен, Николай Кондратьев собрал ансамбль, состоящий из 12 рожечников различных сел – Мишнево, Суслово, Горки, Берково, Остров, Машково, Каменево, Симаково. Эти неграмотные люди хорошо владели инструментами (8 играли на рожках-»визгунках» и 4 – на басах), исполняли мелодии по памяти и свободно импровизировали. Первые выступления хора рожечников проходили в основном на праздниках и гуляньях в соседних губерниях. 

Осталось очень мало документов, рассказывающих о концертной деятельности хора Н.В. Кондратьева. Однако известно, что выступал он более чем в 40 городах России и даже в других странах. Переломным в творческой деятельности рожечников стал 1883 г., когда они были приглашены играть во время народных гуляний на Ходынском поле в Москве по случаю коронации Александра III и произвели сенсацию. В июне 1883 г. крестьянские музыканты выступали в Санкт-Петербурге, воспринимаясь взыскательной столичной публикой как новое интересное явление народного музицирования. Для этой поездки их субсидировал антрепренер А.Ф. Картавов, который сыграл немалую роль в дальнейшей судьбе хора. После выступления в саду «Ливадия», принадлежавшем Картавову, слава о рожечниках Н.В. Кондратьева дошла и до императорского двора. Они были приглашены в Петергоф и имели честь играть для самого Александра III и его семьи. Интерес императора к рожечникам был неслучаен: он имел страсть к духовым инструментам, сам играл на валторне и корнете, а в 1882 г. создал первый в Европе духовой оркестр при дворе – «Придворный музыкантский хор». Однако, по воспоминаниям крестьянских музыкантов, император не смог издать на рожке ни одного чистого звука, только шипение. Рожок оказался сложным инструментом для Александра III, но он похвалил музыкантов и отблагодарил их деньгами. 

В 1889 г. владимирские рожечники выступали на Всемирной промышленной выставке в Париже. Весной 1892 г. хор Н. Кондратьева был вновь приглашён в Париж, но уже на двухмесячные гастроли. Сохранилось историческое фото во французском журнале: 12 бородачей в цилиндрах, широких балахонах и лаптях прижимают к губам пастушеские рожки. Рожечникам приходилось демонстрировать мозоли на руках, доказывая восторженным зрителям, что они не переодетые артисты из консерватории, а настоящие крестьяне. Но закончились парижские гастроли печально: антрепренер Картавов промотал заработанные рожечниками деньги и сбежал, оставив своих подопечных без гроша в кармане. Брошенные на чужбине без знания иностранных языков, русские мужики добывали пропитание отдельными выступлениями и даже милостыней. Пешком прошагали всю Европу, вернувшись в родные дома хоть и в нищенском виде, но не сломленные. Художественное описание приключений кондратьевского хора в Париже воплощено в рассказе «Чудесный рожок» владимирского писателя С. К. Никитина. 

В 1896 г. владимирские рожечники с большим успехом выступили на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, что было отмечено в прессе. На их искусство и верную передачу напевов русских песен тогда обратил внимание начинающий писатель Максим Горький.

В 1902 г. рожечники Н.В. Кондратьева своим творчеством покорили посетителей Всероссийской кустарной выставки в Петербурге. Этим выступлением на кустарной выставке Н.В. Кондратьев закончил свой путь как руководитель хора. К этому времени прославленному народному музыканту шел шестидесятый год. Ему стали уже трудны постоянные гастрольные переезды из города в город, к тому же выпали зубы, что для рожечника – настоящая трагедия. Хор при его непосредственном участии просуществовал почти тридцать лет. В его репертуаре было более 200 наигрышей и песен. Руководство хором Кондратьев доверил своему самому талантливому ученику и соратнику – П.Г. Бахареву (Пахареву), который был моложе его на семнадцать лет.

Русский музыкант и основатель первого в истории оркестра русских народных инструментов В.В. Андреев, познакомившись с искусством владимирских рожечников, предложил Н.В. Кондратьеву ввести рожки в свой Великорусский оркестр. Он оценил кондратьевский хор как чрезвычайно редкое явление, образчик истинно народной инструментальной музыки, со своими правилами и законами, которые как раз и представляют особый интерес.

В 1902 г. собирательница народных песен Е.Э. Линева записала «Камаринскую» в исполнении хора Н.В. Кондратьева на фонограф. Благодаря ей мы имеем возможность в настоящее время услышать уникальный ансамбль рожечников, хотя сама запись несовершенна. Е.Э. Линева подтвердила мнение своих предшественников-фольклористов о близости склада и тембра «песенного оркестра» (так она называла ансамбль владимирских рожечников) народному хоровому исполнению.